egov
eltanba Генеральная прокуратура
Республики Казахстан
insta insta insta

Лучшие практики регионов: опыт по внедрению многопрофильных команд на уровне ПМСП в Енбекшиказахской многопрофильной больнице

Лучшие практики регионов: опыт по внедрению многопрофильных команд на уровне ПМСП в Енбекшиказахской многопрофильной больнице

Внедрение на базе Енбекшиказахской многопрофильной межрайонной больницы (ММБ), которая обслуживает более 174 тыс. человек, Центра лучших практик Алматинской области позволило запустить системные трансформации на уровне первичной медико-санитарной помощи.

Енбекшиказахская ММБ определена Всемирной организацией здравоохранения Демонстрационной платформой, целью которой является обмен опытом по интенсивному преобразованию биомедицинской модели оказания услуг ПМСП, причем ориентирована она не только на врача, а на более целостный подход на основе многопрофильных команд ПМСП.

Так, в больнице взамен участковой службы терапевтического и педиатрического профилей созданы семейные участковые команды, которые включают семейного врача/врача общей практики и трех семейных медицинских сестер с расширенными функциями, а также социального работника и психолога.

По словам главного врача ММБ Жамили Абеуовой, такое рациональное распределение ролей с дает большую самостоятельность медицинским сестрам/братьям, социальным работникам, психологам с увеличением объема услуг всех членов команды.

Также одним из изменений в работе больницы стало внедрение в 2019 году проектного управления и использования основ философии всеобщего управления качеством (TQM). Внедрен инструмент управления качеством DMAIC (Define, measure, analyze, improve, control), т.е. все проблемные вопросы в части качества оказания медуслуг рассматриваются, обсуждаются, анализируются, и в дальнейшем создаются проекты по улучшению.

Так, на базе данной больницы реализуется проект улучшения первичной медико-санитарной помощи, который включает широкий круг мероприятий – от обучения руководителей менеджменту до составления индивидуального плана развития каждого сотрудника.

Таким образом, за счет расширения компетенций, прохождения обучающих курсов и повышения квалификации работников растет уровень качества оказания услуг ПМСП.
В свою очередь проект «Создание сетей сотрудничества, кооперации и соучастия с населением» предусматривает вовлечение граждан в сотрудничество и соучастное стратегическое планирование действий для улучшения показателей здоровья и качества жизни. Это мероприятия по пропаганде ЗОЖ, включая создание школ для пациентов, инициативных клубов, кризисных центров, организаций волонтеров, подготовку лидеров в тренеров из числа представителей местных сообществ, создание общественных советов и ассоциаций.

Все вышеназванные меры положительно влияют на качество услуг ПМСП. Так, обеспечен выезд узких специалистов в отдаленные районы, организована централизована работа лаборатории, маршрутизация пациента, слаженно работает служба поддержки пациентов, эффективно функционируют дистанционные консультации участковой службы.

Благодаря этому в Енбекшиказахской больнице обоснованных жалоб от пациентов в течение последних трех лет не зарегистрировано. При этом количество обращений к социальным работникам, медицинским сёстрам увеличилось более чем в 10 раз, к семейным врачам в сравнении по сравнению 2021 года с 2019 годом увеличилось на 40%. А количество же обращений к узким специалистам снизилось на 12,6% в сравнении 2019 и 2021 года.