Республики Казахстан
Горячая линия
+7 (727) 347 06 08
+7 (771) 947 06 08
Выступление заместителя Генерального Прокурора Республики Казахстан Умиралиева Ж.Ж. на заседании Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан от 18 ноября 2022 года
20 ноября нас ожидает важное политическое событие.
Граждане Казахстана проголосуют на внеочередных выборах Президента страны.
В рамках возложенных законами полномочий прокуроры обеспечивают законность их проведения.
Вместе с тем, в начале доклада хотел бы подчеркнуть, что особая роль в соблюдении норм выборного законодательства возложена на членов избирательных комиссий.
Законом предусмотрена их ответственность за:
- нарушение прав граждан на ознакомление со списком избирателей или внесение в них изменений после начала подсчета голосов;
- выдачу гражданам бюллетеней для голосования в целях предоставления им возможности голосования за других лиц;
- непредставление сведений об итогах голосования.
Это влечет административную ответственность (ст.106 - предупреждение или штраф 30 МРП, ст.121 - штраф 25 МРП, ст.110 - штраф 25 МРП, ст.119 - штраф 25 МРП).
Уголовная ответственность наступает при совершении деяний, предусмотренных статьями 150 (воспрепятствование осуществлению избирательных прав - от штрафа 100 МРП до лишения свободы до 4 лет) и 151 (фальсификация избирательных документов или неправильный подсчет голосов – вплоть до 4 лет лишения свободы) Уголовного кодекса.
Другой категорией участников избирательного процесса, от которых также зависит гласность и прозрачность выборов, являются наблюдатели и доверенные лица кандидатов.
Их деятельность, права и обязанности регламентированы Конституционным законом «О выборах в Республике Казахстан» (далее – Конституционный закон).
Кто может стать наблюдателем или доверенным лицом, какова их главная миссия?
Какие имеют права и в чем выражаются их обязанности?
Наблюдатель - специально уполномоченное физическое лицо (гражданин РК либо иностранный гражданин), его миссия - наблюдение за соблюдением закона на выборах и фиксация возможных нарушений.
Они делятся на две категории.
Первые. Наблюдатели, которые представляют политические партии, иные общественные объединения, некоммерческие организации Республики Казахстан.
Полномочия наблюдателей должны быть удостоверены в письменной форме с указанием фамилии, имени, отчества (статья 20-1 Конституционного закона).
Этот документ заверяется печатью зарегистрированного и действующего юридического лица, направившего наблюдателя. И действителен при предъявлении документа, удостоверяющего личность наблюдателя.
Наблюдатель обязан их предъявлять Председателю избирательной комиссии или лицу, его замещающему, для регистрации данных о нем в журнал учета.
Вторые. Это иностранные наблюдатели.
Представляют иностранные международные организации или государства.
Их приглашают Министр иностранных дел, Председатель Центральной избирательной комиссии (статья 20-2 Конституционного закона).
По представлениям МИД, ЦИК аккредитован 641 иностранный наблюдатель.
Им выданы удостоверения наблюдателя.
Следующая категория - доверенные лица кандидата в Президенты страны (статья 31 Конституционного закона). Они есть у всех кандидатов.
Их функция – оказание помощи кандидатам в проведении избирательной кампании, ведение предвыборной агитации.
Им может быть только гражданин Казахстана.
Он регистрируется конкретной избирательной комиссией по его же заявлению. После чего ему выдается удостоверение.
Наблюдатели и доверенные лица обладают одинаковыми правами, а именно:
- с момента голосования и подсчета голосов избирателей находиться по одному наблюдателю и доверенному лицу на избирательном участке, где они зарегистрированы;
- присутствовать на заседаниях избирательных комиссий, обжаловать их решения, действия (бездействие) или ее членов в вышестоящую комиссию или суд;
- делать фото-, аудио - и видеозаписи, не мешая ходу голосования и подведению его итогов.
При этом свои замечания они должны основывать на документированных, действительных и поддающихся проверке фактах.
Другие права наблюдателей и доверенных лиц прописаны в Конституционном законе (пункт 8 статьи 20, пункт 2 статьи 20-1).
Права иностранных наблюдателей детально отражены в статье 20-2 Конституционного закона.
Это - доступ на избирательные участки при голосовании и подсчете голосов, информирование членов избирательных комиссий об установленных нарушениях, выступления с заявлениями и другие.
Эти нормы предоставляют наблюдателям и доверенным лицам достаточные гарантии для эффективного исполнения ими своих полномочий.
Хотел бы обратить внимание, что за воспрепятствование их законной деятельности предусмотрена административная ответственность по статье 126 КоАП (штраф 30 МРП).
Но наряду с правами, Конституционный закон (статьи 20-1, 20-2) налагает на наблюдателей, а также на доверенных лиц, ряд обязанностей, несоблюдение которых влечет для них правовые последствия.
Они обязаны иметь при себе документы, удостоверяющие их личность и полномочия, а иностранные наблюдатели - документы, удостоверяющие их личность и аккредитацию.
Не должны вмешиваться в избирательный процесс, в процедуру подсчета голосов, принятия решений избирательной комиссией. В целом, они обязаны не предпринимать действия, препятствующие работе избирательной комиссии.
Обязаны выполнять требования Председателя конкретной избирательной комиссии по соблюдению правил поведения на избирательном участке.
Как ранее отмечено, наблюдатели и доверенные лица вправе делать фото-, аудио-и видеозаписи, не мешая ходу голосования и подведению его итогов.
При этом реализация данного права не может посягать на гарантированные Конституцией права и свободы человека, на принцип соблюдения тайны голосования.
Никто не имеет право использовать изображение какого-либо лица без его согласия (статья 145 ГК).
При этом следует учитывать требования статьи 14 Закона «О средствах массовой информации» (п.1-1), согласно которым такого согласия не требуется, если распространяемая в СМИ информация содержит изображение лица и сведения, связанные со служебной и (или) публичной деятельностью данного лица.
Защита конфиденциальных данных гражданина (номер ИИН, ФИО и др.) гарантирована Законом «О персональных данных и их защите».
Таким образом, фото-, аудио- и видеозапись, равно как и наблюдение, должно производиться только с учетом защиты тайны голосования, списка избирателей и их персональных данных. Использование изображения граждан при их публичном распространении допускается после получения от них согласия.
Нарушение данных требований влечет адмнаказание по статье 79 КоАП (нарушение законодательства о персональных данных и их защите) или уголовную ответственность по статье 147 УК (нарушение неприкосновенности частной жизни и персональных данных), если причинен существенный вред.
В случае нарушения наблюдателями действующего законодательства, соответствующая избирательная комиссия вправе отменить регистрацию наблюдателя и удалить его из помещения.
Если нарушения допущены иностранным наблюдателем, то Центральная избирательная комиссия по представлению соответствующей избирательной комиссии вправе отозвать его аккредитацию.
Уверен, что наблюдатели и доверенные лица реализуют свои права без нарушений закона.
Вместе со всеми участниками электоральной кампании мы сможем обеспечить законность проведения ответственного, важного и значимого для нашей страны мероприятия.