Республики Казахстан
Горячая линия
+7 (727) 347 06 08
+7 (771) 947 06 08
Выступление заместителя Генерального Прокурора Республики Казахстан Жандоса УМИРАЛИЕВА на заседании Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан от 17 марта 2023 года
Сегодня, в 24:00 часов заканчивается этап предвыборной агитации. Завтра, 18 марта и в день голосования – 19 марта любая агитация запрещена (статья 32 Конституционного закона «О выборах в РК»).
С 14 марта также не допускается опубликование в СМИ результатов опросов, прогнозов результатов выборов, иных исследований, связанных с выборами, голосования в поддержку кандидатов.
Нельзя проводить такие опросы в помещении или пункте для голосования (пункт 9 статьи 28 Конституционного закона «О выборах в РК»).
Их можно вести лишь на выходах из избирательных участков зарегистрированным юридическим лицам, письменно уведомившим Центральную избирательную комиссию.
Результаты данных опросов разрешается опубликовывать в СМИ только после дня голосования, то есть с 00:00 часов 20 марта 2023 года.
Не соблюдение указанных требований Конституционного закона влечет ответственность по статьям 102 и 120 Кодекса об административных правонарушениях.
Данные правовые требования касаются как внеочередных выборов депутатов Мажилиса Парламента, так и депутатов маслихатов всех уровней.
***
Особая роль в соблюдении выборного законодательства возложена на членов избирательных комиссий.
Законом предусмотрена их ответственность за:
- нарушение прав граждан на ознакомление со списком избирателей или внесение в них изменений после начала подсчета голосов;
- выдачу гражданам бюллетеней для голосования в целях предоставления им возможности голосования за других лиц;
- непредставление сведений об итогах голосования.
Это влечет административную ответственность (ст.106 - предупреждение или штраф 30 МРП, ст.121 - штраф 25 МРП, ст.110 - штраф 25 МРП, ст.119 - штраф 25 МРП).
Уголовная ответственность наступает при совершении деяний, предусмотренных статьями 150 (воспрепятствование осуществлению избирательных прав - от штрафа 100 МРП до лишения свободы до 4 лет) и 151 (фальсификация избирательных документов или неправильный подсчет голосов – вплоть до 4 лет лишения свободы) Уголовного кодекса.
***
Другой категорией участников избирательного процесса, от которых также зависит гласность и прозрачность выборов, являются наблюдатели политических партий, иных аккредитованных общественных объединений, некоммерческих организаций Казахстана, доверенные лица кандидатов.
Их деятельность, права и обязанности регламентированы Конституционным законом (статьи 20-1, 20-2, 31).
Этот закон наряду с правами налагает на наблюдателей и доверенных лиц ряд обязанностей, несоблюдение которых влечет для них правовые последствия.
Они обязаны иметь при себе документы, удостоверяющие их личность и полномочия, а иностранные наблюдатели - документы, удостоверяющие их личность и аккредитацию.
Не должны вмешиваться в избирательный процесс, в процедуру подсчета голосов, принятия решений избирательной комиссией. В целом, они обязаны не предпринимать действия, препятствующие работе избирательной комиссии.
Обязаны выполнять требования Председателя конкретной избирательной комиссии по соблюдению правил поведения на избирательном участке.
Вместе с тем, наблюдатели и доверенные лица вправе делать фото-, аудио-и видеозаписи, не мешая ходу голосования и подведению его итогов.
При этом реализация данного права не может посягать на гарантированные Конституцией права и свободы человека, на принцип соблюдения тайны голосования.
Никто не имеет право использовать изображение какого-либо лица без его согласия (статья 145 ГК).
Таким образом, фото-, аудио- и видеозапись, наблюдение могут вестись только с учетом защиты тайны голосования, списка избирателей и их персональных данных.
Их нарушение влечет административное наказание по статье 79 КоАП (нарушение законодательства о персональных данных) или уголовную - по статье 147 УК (нарушение неприкосновенности частной жизни и персональных данных), если причинен существенный вред.
В случае нарушения наблюдателями действующего законодательства, соответствующая избирательная комиссия вправе отменить регистрацию наблюдателя и удалить его из помещения.
Если нарушения допущены иностранным наблюдателем, то Центральная избирательная комиссия по представлению соответствующей избирательной комиссии вправе отозвать его аккредитацию.
Уверен, что наблюдатели и доверенные лица реализуют свои права без нарушений закона.
***
Как вы знаете, Генеральной прокуратурой 18 февраля т.г. на площадке ЦИК и в СМИ, а также прокуратурами регионов разъяснялась ответственность за нарушение порядка и условий проведения предвыборной агитации.
Вместе с тем, на выборах депутатов Мажилиса допущены нарушения норм выборного законодательства.
Нами зафиксировано 23 таких факта.
Ко всем правонарушителям у нас единый подход.
Каждый факт проверен. Виновные понесли адмнаказание.
Больше всего за агитацию в период ее запрещения. Таких фактов – 12.
Из них в 6 случаях правонарушителями были три юридических лица и трое граждан. Не кандидаты.
В других 6 случаях незаконную агитацию, а именно до окончания срока регистрации кандидатов (до 18:00 часов 18 февраля) провели кандидаты в депутаты Мажилиса.
Они были зарегистрированы по одномандатным округам.
Мы получили согласие ЦИК на их привлечение.
После наложения судом штрафа по статье 102 КоАП и вступления судебных актов в законную силу соответствующие окружные избирательные комиссии (пп.3 п.4-3 ст.89 Конституционного закона «О выборах в РК») отменили их регистрацию.
Это требование закона.
Еще один кандидат в г.Алматы привлечен по статье 122 КоАП. Он нарушил условия проведения предвыборной агитации, бесплатно оказал гражданам услуги такси. Признал вину, его регистрация также была отменена.
В период агитации 2 жителя г.Караганды привлечены к штрафам по статье 114 КоАП за срыв и порчу агитматериалов.
Они признались в совершении правонарушения, на них наложен штраф в сокращенном порядке, то есть 50% от суммы положенного максимального штрафа (15 МРП). Это допускается Кодексом об административных правонарушениях.
3 факта связаны с проведением незаконных опросов общественного мнения по выборам (Астана-1 и Алматы-2).
По закону их вправе проводить только юридические лица, имеющие в этом 5-летний опыт и заранее уведомившие ЦИК.
Но, 2 раза опросы провели физические лица и один факт отмечен за юридическим лицом, который не имел опыта и не уведомил ЦИК.
Все эти опросы проводились в социальных сетях.
За распространение анонимных агитационных материалов (без выходных данных, место изготовления, тираж, из каких средств оплачено) по статье 113 КоАП привлечены 4 лица, из них 3 - представители кандидата из Акмолинской области, 1 - представитель СМИ.
Нами получено согласие ЦИК на привлечение кандидата в депутаты Мажилиса из Туркестанской области за такое же нарушение (ст.113 КоАП).
Это не влечет отмену регистрации кандидата.
С 17 марта, то есть за 2 дня до голосования отмена решения о регистрации или восстановление ранее снятого с регистрации кандидата не допускается (пп.4 п.4-3 ст.89 Конституционного закона «О выборах в РК»).
***
Если же говорить о внеочередных выборах депутатов в маслихаты, то здесь прокурорами установлено 11 нарушений.
Они аналогичны, как и по выборам депутатов в Мажилис.
На 6 граждан наложены штрафы за порчу агитматериалов кандидатов в депутаты маслихатов по статье 114 КоАП.
В Алматы председатель КСК разрешил одному кандидату в депутаты городского маслихата размещать агитматериалы в подъездах обслуживаемых домов, а другому – запретил.
Этим он воспрепятствовал данному кандидату вести агитацию и понес наказание по статье 103 КоАП.
В начале марта т.г. жительница Карагандинской области, являясь членом участковой избирательной комиссии, была замечена в распространении агитматериалов кандидата в депутаты районного маслихата.
Это запрещено законом и на нее был наложен штраф по части 1 статьи 122 КоАП (нарушение условий проведения предвыборной агитации).
В Туркестанской области кандидат в депутаты городского маслихата нарушил условия проведения предвыборной агитации.
Он оказал бесплатно услугу по укладке песчано-гравийной смеси, суд оштрафовал его на 20 МРП по ч.2 ст.122 КоАП.
Другой кандидат в депутаты маслихата в СКО привлечен по статье 113 КоАП за распространение анонимных агитматериалов (без выходных данных, место изготовления, тираж, из каких средств оплачено). Кандидат признал свою вину, в связи с чем, ему в сокращенном порядке наложен штраф в 12,5 МРП.
В городе Атырау в местной газете были опубликованы агитационные материалы 2-х кандидатов в депутаты областного маслихата.
Но данное СМИ не предоставило в соответствующую избирательную комиссию сведения о размере оплаты, условиях и порядке предоставления печатной площади, что является нарушением п.3 ст.28 Конституционного закона «О выборах в РК».
Собственник печатного издания, признавший правонарушение, в порядке сокращенного производства привлечен по ч.5 ст.112 КоАП к штрафу (25 МРП).
В этой связи, прошу всех участников избирательного процесса строго соблюдать закон и не допускать нарушений.
Высший надзор за соблюдением законности выборного процесса продолжаем.