Республики Казахстан
Горячая линия
+7 (727) 347 06 08
+7 (771) 947 06 08
Законность и правопорядок – основа стабильного и процветающего Казахстана
С первых дней Независимости прокуратура страны занимает ключевую роль в обеспечении прав и свобод граждан, вносит весомый вклад в развитие правового демократического государства.
В канун 30-летия Независимости РК и в День образования органов прокуратуры Генеральный прокурор Гизат Нурдаулетов рассказывает об этапах становления современной прокуратуры и актуальных вопросах надзорной деятельности.
– Гизат Дауренбекович, давайте кратко пройдемся по основным вехам истории прокуратуры за годы независимости.
– Годы становления на рубеже тысячелетий войдут в хронику Казахстана как время глубоких преобразований и реформ, направленных на поступательное развитие во всех областях жизнедеятельности государства. Отрадно, что сегодня вместе со всей страной свой 30-летний юбилей отмечают и органы прокуратуры.
Летопись главного правозащитного ведомства Казахстана начинается с постановления Верховного Совета от 6 декабря 1991 года «Об образовании единой системы органов прокуратуры Казахской ССР, обеспечении их самостоятельности и независимости». Многие помнят, как обретение суверенитета, сопровождавшееся реформированием экономики, социальной и политической сфер, спровоцировало кризис законности и разгул преступности в начале 90-х годов по всей стране. Именно в тот судьбоносный период от прокуратуры требовалась максимальная мобилизация сил и средств в отстаивании интересов права. В ответ на вызов был принят первый закон о прокуратуре от 17 января 1992 года, имевший важное стратегическое значение. Оглядываясь в прошлое, можно с уверенностью сказать, что на том важном этапе прокуратура совместно с другими правоохранительными органами справилась со своей миссией, сконцентрировав усилия на борьбе с криминалом, особенно с организованной преступностью.
Стремительные изменения в обществе, развитие новых правоотношений и возрастающий объем задач государственного аппарата, неумолимо требовали модернизации прокурорского надзора с акцентом на защиту фундаментальных прав граждан. Этим продиктована череда дальнейших корректив в содержание надзорной деятельности.
Важной вехой в развитии системы прокуратуры можно назвать принятие действующей Конституции, а также Указа Президента, имеющего силу Закона «О Прокуратуре Республики Казахстан» от 21 декабря 1995 года, который детализировал функции прокуратуры, раскрыл предмет надзора, а также закрепил правовые гарантии прокуроров во всех отраслях. В числе важных изменений, внесенных в указанный акт, следует особо отметить поправки от 9 августа 2002 года, упрочившие компетенции прокуратуры в социально-экономической сфере. Вплоть до 2017 года прокуроры были наделены широчайшими полномочиями по проверкам во всех областях деятельности общества, в том числе бизнеса. Подобный подход в тот исторический период был отчасти оправдан тем, что вновь создаваемые уполномоченные органы не всегда эффективно справлялись со своими задачами, а в некоторых направлениях и вовсе имел место «правовой вакуум».
К примеру, до 2006 года, т. е. до создания специального комитета при Министерстве образования, прокуроры практически «взвалили» на свои плечи вопросы охраны прав и законных интересов детей. В результате, стараясь охватить все и вся, ресурсы прокуроров распылялись, размывалась ответственность госаппарата по ряду аспектов. Такая ситуация, в частности, сохранялась в сфере труда, где только после вмешательства прокуратуры тысячам работников выплачивались миллиардные долги по заработной плате.
Повышению роли прокуратуры на стадии уголовного преследования способствовали последующие поправки в уголовно-процессуальное законодательство, а с принятием в 2014 году Уголовного и Уголовно-процессуального кодексов наступил новый этап развития уголовной юстиции. Правовые акты способствовали обновлению уголовного судопроизводства, созданию дополнительных правозащитных инструментов, наращиванию потенциала судов и прокуратуры, усилению судебного контроля на досудебной стадии уголовного производства.
Конституционная реформа 2017 года послужила началом череды следующих преобразований. Тогда по инициативе Первого Президента были укреплены механизмы защиты конституционных ценностей, прав и свобод человека, усовершенствованы основы правоохранительной системы. В новой редакции статьи 83 Конституции заложены три наши основные функции – осуществление высшего надзора за соблюдением законности на территории страны, представление интересов государства в суде и от имени государства осуществление уголовного преследования. Важно отметить, что суть обновлений заключалась в формировании надзорной системы с учетом лучшей зарубежной практики. В реализацию конституционных новелл был принят действующий Закон «О прокуратуре», положениями которого ограничены основания для назначения прокурорских проверок, в т. ч. бизнеса. Наряду с этим скорректирована система правовых актов прокурора, исключено дублирование деятельности других контрольно-надзорных органов, установлена ограниченная подведомственность для рассмотрения обращений граждан и другие пределы.
Точечные поправки по переориентированию надзора в социально-экономической сфере имели место в июле текущего года. В рамках реализации поручения Главы государства в отраслевой закон внесены изменения, нацеленные на упреждение и пресечение неправомерных действий государственных органов до наступления негативных последствий для граждан и бизнеса, своевременное восстановление их прав и законных интересов.
С прошлого года идет процесс поэтапного перехода на трехзвенную модель уголовного процесса по передовому опыту стран ОЭСР.
– Как меняются в этой связи функции прокуратуры, какова будет ее роль и есть ли уже результаты?
– Главной задачей внедрения трехзвенной модели уголовного процесса является повышение защиты прав граждан и качества досудебного производства. Это предусматривает четкое разграничение зон ответственности между тремя звеньями, где первое звено – полиция – будет собирать и закреплять улики, второе звено – прокурор – давать правовую оценку доказательствам и направлять дело в суд, а суд – рассматривать дело по существу.
Для плавного внедрения проекта мы заранее проработали кадровые вопросы, правовую и техническую стороны, провели пилотную апробацию в регионах, разбили проект на этапы. На данный момент реализована начальная стадия реформы – согласование прокурором ключевых решений следствия. Через наш фильтр уже прошло более 360 тысяч постановлений и протоколов.
Положительный эффект не заставил себя ждать. Меньше ошибок, манипуляций, нарушений и тем самым сокращаются предпосылки для жалоб участников процесса. С начала года прокуроры не допустили необоснованное вовлечение в уголовную орбиту свыше 3 тысяч лиц, в т. ч. по 1 169 подозреваемым посчитали квалификацию преждевременной и отказали в согласовании.
Сейчас в активной фазе подготовка ко второй стадии проекта, где прокуроры сами будут составлять обвинительные акты. Именно данный документ резюмирует расследование. Это усилит механизм независимой правовой оценки прокурором доказательств и персонализирует его ответственность за предание обвиняемого суду.
Внедрять новый порядок будем планомерно. С 2022 года по особо тяжким преступлениям, с 2023 – по коррупционным делам, с 2024 – по всем остальным категориям.
– Бытует мнение, что силовики – конкуренты. Каков сегодня уровень взаимодействия прокуратуры с правоохранительными и специальными государственными органами?
– Мы – не конкуренты, мы – партнеры. У каждого из нас свой функционал и компетенция, но все наши усилия сводятся к единой цели – обеспечить законность и правопорядок. С 2010 года руководством страны прокуратура определена ядром правоохранительной системы. Концепцией правовой политики Республики Казахстан до 2030 года, утвержденной Указом Президента в октябре этого года, непосредственная координация ключевых процессов государства в вопросах обеспечения законности и борьбы с преступностью возложена именно на прокуратуру.
Взаимодействие силовых и государственных структур ведется на площадке Координационного совета по обеспечению законности, правопорядка и борьбы с преступностью, образованного Указом Президента страны в мае 2011 года. Здесь вырабатываются меры, направленные на эффективное решение актуальных задач, стоящих перед правоохранительной системой.
– Поскольку мы затронули вопросы координации усилий в борьбе с преступностью, расскажите, как в целом обстоят дела на этом фронте?
– Весьма актуальный вопрос. Отвечая на него, правильней остановиться на тех преступлениях, которые вызывают наибольшее беспокойство с учетом их динамики и структуры.
В целом по итогам 11 месяцев этого года идет значительное снижение убийств, грабежей, краж, хулиганств. В то же время отмечается резкий рост мошенничеств, особенно посредством Интернета. Чаще всего граждане попадаются на уловки мошенников в сфере онлайн-торговли на всевозможных сайтах и в социальных сетях. Аферисты снимают деньги доверчивых казахстанцев с банковских карт, заполучив их личные данные, обманывают под видом онлайн-займов, под предлогом вложения инвестиций, ставок, лотерей и т. д.
Но, как бы ни хотелось признавать, факт остается фактом – рост мошенничеств обусловлен виктимностью самих граждан, жаждой «легких» денег и слабой осведомленностью о новых способах хищений. Учитывая складывающуюся ситуацию, в марте этого года мы рассмотрели вопросы противодействия мошенничествам и финансовым пирамидам на заседании Координационного совета, по итогам которого совместно с заинтересованными органами выработали ряд организационно-практических мероприятий. В результате пресечена деятельность 12 организаций с признаками финансовой пирамиды, заблокированы полсотни рекламных ссылок на подобные структуры.
Еще одна категория преступлений, которая находится под нашим пристальным вниманием – уголовные правонарушения, посягающие на половую неприкосновенность несовершеннолетних. С начала этого года по поручению Президента установлен «особый» надзор, т. е. по каждому такому делу расследование ведут лица одного пола с потерпевшими, назначаются процессуальные прокуроры, решения о прекращении и прерывании сроков по ним дополнительно изучаются сотрудниками Генеральной прокуратуры, введено обязательное психологическое сопровождение жертв.
Наряду с этим активизировано уголовное преследование в отношении работников социальных и правоохранительных органов, а также родителей за бездействие, укрытие и халатность, послуживших поводом совершения в отношении детей половых преступлений. С начала года зарегистрирован и расследуется 61 такой факт. По всей строгости закона несут неотвратимое наказание преступники. В этом году за совершение насильственных половых преступлений против несовершеннолетних осуждено 171 лицо. Всем назначены длительные сроки лишения свободы – от 15 до 25 лет, 8 преступников приговорены к пожизненному заключению.
– Внедрение IT-технологий и цифровизация – залог успеха в современных реалиях. Как диджитализация отразилась на работе правоохранительного блока? В целом как Вы относитесь к современным информационным технологиям?
– К информационным технологиям отношусь позитивно. Пользу от их внедрения, думаю, все ощутили в период пандемии. Прокуратура активно внедряет цифровизацию в надзорную деятельность. Ряд проектов реализуется под эгидой программы «Цифровой Казахстан».
В 2015 году в органах уголовного преследования Генеральной прокуратурой внедрена информационная система «Единый реестр досудебных расследований» (ЕРДР). С учетом ее постоянного совершенствования, интеграции с системами других государственных органов и суда удалось полностью автоматизировать все стадии уголовного процесса.
С начала 2018 года на базе ЕРДР создана возможность расследовать уголовные дела в электронном формате. Отмечу, что до нас такую трансформацию уголовного процесса не осуществляло ни одно государство постсоветского пространства.
Цифровизация позволила минимизировать риски фальсификации и утери уголовных дел, сократила сроки расследования, дала возможность получения электронных санкций, доступ к уголовному делу в режиме онлайн, обеспечила прозрачность уголовного процесса, актуальность правовой статистики и аналитики, сэкономила бюджетные средства. На сегодня в электронном формате расследуется около 160 тысяч уголовных дел, что составляет 76% от их общего числа. Теперь планируем «перевести в цифру» осмотр места происшествия, закрепление следов преступления в 3D-формате, внедрение аудио-, видеофиксации следственных действий.
Если говорить о работе вне уголовно-правовой сферы, то в текущем году дистанционный мониторинг посредством систем «Единый реестр субъектов и объектов проверок» и «Единый реестр административных производств» позволил предотвратить 359 незаконных проверок органов контроля в деятельности субъектов бизнеса и освободить 28 тысяч предпринимателей от необоснованных штрафов на 1,1 миллиарда тенге. Отмечу, что казахстанский опыт вызвал большой интерес наших коллег из России, Беларуси, Узбекистана и Кыргызстана.
– Раз уж речь зашла о наших соседях, то давайте поговорим и о взаимодействии органов прокуратуры с коллегами из других стран.
– Несмотря на то что основное международное взаимодействие по борьбе с преступностью осуществляется с государствами СНГ в рамках Минской и Кишиневской конвенций, за годы независимости нами заключено 69 договоров с 33 странами дальнего зарубежья. В их числе договоры о правовой помощи с США, Великобританией и Княжеством Монако, соглашения о выдаче преступников и передаче осужденных лиц с Саудовской Аравией, которая, к слову, с другими государствами Содружества подобных соглашений не имеет. Мы одно из немногих государств на постсоветском пространстве, кто вступил в межамериканские конвенции о выдаче преступников, оказании взаимной помощи по уголовным делам и об отбывании уголовного наказания за рубежом.
Благодаря этому за последние 5 лет нам удалось привлечь к ответственности свыше 600 лиц, скрывшихся от органов следствия за рубежом. Иностранным государствам мы выдали 850 преступников, исполнили свыше 4 тысяч запросов зарубежных партнеров об оказании правовой помощи по уголовным делам. Мы также присоединились к интернациональным сетям по обмену информацией и возврату похищенных активов по странам Европы, Азии и Океании, Западной и Центральной Азии.
Эффективной площадкой в укреплении международного партнерства, обеспечении законности и правопорядка в регионе стали ежегодные заседания Координационного совета генеральных прокуроров государств – участников СНГ. Буквально в сентябре этого года очередное 31-е заседание прошло в Нур-Султане. Процесс обсуждения и последовавшие за ним двусторонние встречи генеральных прокуроров позволили определить приоритеты дальнейшего взаимодействия и обменяться накопленным опытом.
– Отдельная тема, на которую хотелось бы обратить внимание, – это взаимодействие прокуратуры и бизнес-среды в свете недавно вступивших в силу поправок. Как новшества отражаются на отечественной предпринимательской среде?
– Действительно, с 4 сентября текущего года надзор прокуратуры в сфере защиты бизнеса переориентирован. Отныне прокуроры рассматривают обращения предпринимателей на действия чиновников и в случае необходимости принимают меры. По сути, это усилило правозащитный потенциал прокуратуры, позволив заблаговременно пресекать произвол проверяющих до наступления негативных последствий.
Если помните, раньше прокурор не имел права рассматривать обращения предпринимателей. Мы должны были перенаправлять их в уполномоченные органы. В результате заявители обивали пороги разных учреждений, на это уходили недели, а то и месяцы.
Теперь прокуроры могут сами принимать в производство жалобы субъектов бизнеса и проводить по ним проверки, запрашивать необходимую информацию, вызывать чиновников для получения объяснений. Также у прокурора появилось полномочие незамедлительно отменять незаконно наложенные на предпринимателей меры ограничительного характера. Для этого прокурору достаточно вынести постановление в адрес конт-
ролирующего органа, незаконно наложившего меру. Оно, к слову, обязательно для исполнения.
Дополнительной гарантией для граждан и бизнеса является также то, что обжалование акта прокурора должностными лицами не приостанавливает его действие. Простыми словами, нарушенные права будут восстановлены незамедлительно, а в судебные тяжбы, в случае обжалования актов надзора, будут вовлечены лишь прокурор и государственный орган.
Для более оперативного решения проблем в указанной сфере в прокуратурах действуют мобильные группы, которые работают в режиме 24⁄7. С сентября этого года ими рассмотрены обращения порядка 2 тысяч предпринимателей и в каждом третьем случае факты нарушений подтвердились.
Немалую лепту в решение проблем бизнеса вносят меры, вырабатываемые на ставших традицией форумах по защите бизнеса. В марте этого года совместно с Национальной палатой предпринимателей «Атамекен» проведен пятый форум, на котором утверждена новая «дорожная карта» по актуальным вопросам.
В условиях пандемии в зоне пристального внимания находились действия контрольно-надзорных органов и мониторинговых групп при акиматах. В уходящем году прокурорами изменены 29 постановлений санитарных врачей, выявлены 66 фактов злоупотреблений со стороны мониторинговых групп. По выявленным нарушениям прав субъектов бизнеса отменены свыше 30 тысяч административных производств на сумму 2,2 миллиарда тенге, а также 1 тысяча незаконных проверок. Защищены права более 100 тысяч предпринимателей. К различным видам ответственности привлечены 472 должностных лица.
– Есть известное выражение «Кадры решают все…» Как обстоят дела с человеческими ресурсами в Вашем ведомстве?
– Работа с кадрами в органах прокуратуры также подвергается постоянному совершенствованию и реформированию. Мы ввели единые правовые стандарты и нормы прохождения службы, унифицировали правовое положение сотрудников. Создаем условия для их непрерывного обучения, личностного и карьерного роста. В этих целях в 2015 году Указом Президента образована Академия правоохранительных органов при Генеральной прокуратуре. Она осуществляет переподготовку и повышение квалификации кадров, реализует программы магистратуры и докторантуры, ведет межведомственные научные исследования.
С начала этого года академия внедряет институт первоначальной профессиональной подготовки для кандидатов в органы прокуратуры, антикоррупционной службы и службы экономических расследований. Еще одним важным направлением в деятельности академии является обучение сотрудников, состоящих в Президентском резерве руководства правоохранительных органов. Не будет лишним подчеркнуть, что в системе органов прокуратуры всегда работали и работают большие профессионалы своего дела и истинные патриоты. Исполняя служебный долг, они не считаются с личным временем, а порой им приходится рисковать жизнью и здоровьем.
В памяти еще свежи взрывы на военном складе вблизи Тараза, в результате которых пострадали 7 наших сотрудников, выехавших на место происшествия. В их числе военный прокурор Южного региона Арман Капезов, получивший травмы, несовместимые с жизнью. За героизм и самоотверженность при исполнении служебного долга Указом Главы государства он посмертно награжден орденом «Айбын»
I степени. Его мужество и отвага будут служить образцом для каждого прокурора, особенно для молодых сотрудников.
В завершение хочу сказать, что мы гордимся достижениями надзорного органа, чтим ветеранов и воспитываем новую плеяду прокуроров, отвечающих высоким стандартам государственной службы. Уверен, сотрудники прокуратуры будут и впредь с честью и высокой отдачей выполнять возложенные обязанности и служить примером преданности избранному делу.
Поздравляю коллег и ветеранов органов прокуратуры с профессиональным праздником! Желаю крепкого здоровья, счастья и благополучия!